Другой базисный аспект состоит в том, что оценивать кандидатов должны сотрудники, сами достаточно хорошо разбирающиеся в организации процессов сбыта, понимающие, как все устроено именно на их предприятии.
Часто таким человеком является собственник, который прошел путь становления коммерческой торговли, получил собственный опыт построения бизнес-процессов. И вот тут кроется еще один момент. Вы ищите руководителя инициативного, знающего, способного самостоятельно принимать решения, и готовы делегировать ему полномочия или же намерены контролировать каждый шаг наемного работника. От вашей принципиальной позиции зависит набор критериев, по которым будет осуществляться отбор.
С чего начать поиск руководителя?
Перед тем как приступить к поиску, начните с оценки своего бизнеса — это удобно сделать через диагностику системы продаж — комплекс мер, проводимых экспертами «Брежнев Консалтинг». Определитесь с тем, каким вы хотите видеть коммерческий отдел, исходя из этого, составьте список требований к кандидату.
В первую очередь ответьте себе на несколько вопросов:
- На предприятии уже существует стабильно работающая команда продавцов или систему предстоит выстраивать.
При необходимости выстраивать систему с нуля кандидат должен иметь соответствующий опыт, отлично знать рынок, конкурентов, специфику именно вашего направления деятельности. Для этого необходимо обладать качественно иными профессиональными навыками.
- Насколько существующий бизнес зависит от конкретных кадров.
Порядок подготовки к поиску
Чтобы снизить риски и не ошибиться в выборе ключевого игрока, который принесет вашей компании деньги, вам предстоит хорошенько подготовиться. Список задач примерно следующий:
- Составьте перечень профессиональных и личностных требований к кандидату.
- Подготовьте презентацию своей компании — хороший топ-менеджер оценивает перспективы сотрудничества. Подумайте, чем вы сможете его заинтересовать.
- Подготовьте чек-лист вопросов и продумайте формат собеседования.
- Опишите цели и задачи, которые предстоит решать будущему руководителю отдела продаж.
- Составьте кейсовые задания для кандидата, чтобы понять, насколько эффективен он будет для вашей компании.
- Подумайте, какой вид мотивации вы готовы предложить кандидату.
Как подготовиться к собеседованию с кандидатами?
В процессе выбора вам предстоит проверить кандидата на ориентированность, лидерские качества, амбициозность, коммуникабельность, умение быть влиятельным и авторитетным, а также на профессиональные навыки.
Вопросы к соискателю должны быть построены так, чтобы ответы кандидата позволили вам понять, насколько человек владеет технологиями продаж, навыками переговоров, аналитическим, стратегическим мышлением, как он видит организацию бизнес-процессов применительно именно к вашей специфике деятельности, какую систему поощрений собирается применять, как планирует бороться с неудачами, сбоями, как собирается мотивировать, контролировать, обучать сотрудников, совершенствовать систему, анализировать ошибки подчиненных. Также важно понять, способен ли кандидат критично оценивать свои промахи.
В процессе собеседования перед соискателем можно поставить точную, неабстрактную задачу, используя подготовленные кейсы. На основе реальных цифр и специфических ситуаций своей компании вам будет легче оценить профессиональные способности кандидата.
Задайте вопросы, почему человек ушел или планирует уйти с предыдущего места работы, что не устраивает, какие цели преследует. Это позволит оценить мотивирующий фактор, который движет соискателем.
Всего существует несколько видов мотивации:
- Стремление получать выгоду, увеличивать доход и вознаграждение.
- Желание заниматься интересным делом, постоянно развиваться.
- Возможность реализовать свои амбиции, деловые качества.
- Стремление работать в известной компании, продавать брендовый продукт.
- Склонность к стабильности, гарантированным выплатам и графикам работы.
В целом, этапы подбора кандидатуры следующие: подготовка объявления о вакансии на основе профессиональных и личностных требований к руководителю продаж с учетом специфики вашего предприятия, отбор резюме, телефонное интервью, личная встреча/собеседование, тестирование через кейсы, оценка специалиста.